История христианской музыки
Автор: Эндру Уилсон-Диксон
Отрасль/Жанр: История;
Качество: Скан
Сканирование/Обработка: esxatos; ion48
Краткое описание
Одним из самых ранних моих жизненных впечатлений была церковная музыка.
Мы часто ходили всей семьей в сельскую церковь в Уоттоне, неподалеку от Доркинга, и туда же в возрасте шести лет я был отдан в хор. Все, что я видел и слышал там, завораживало и было окружено тайной. Годы учебы крепко связали меня с музыкой англиканской церкви, но все же участие в огромном количестве богослужений так и не помогло мне осознать ценности этой музыки.
Однако уже в Кембридже я испытал духовный интерес к музыке, во многом благодаря теплому отношению и заботе Саймона Баррингтона-Уорда, бывшего тогда капелланом колледжа Магдалены, а ныне — епископа Ковентри. Позже, будучи в Йорке, я стал исследовать музыкальные впечатления, связанные с моей верой. В то время меня тянуло то к величию и совершенству богослужения в Йорк Минстере, то к вдохновенному и восторженно-эмоциональному служению в церкви Дейвида Уотсона, которая располагалась тогда в Сент-Катберте, Писхолм Грин.
Потом мой дотошный композиторский слух заставил меня начать поиски такой музыки, которая могла бы быть выразителем веры, нести радость христианской общине и притом оставалась бы доступной для исполнения. Это неизбежно привело к выходу за пределы тех классовых и конфессиональных рамок, что сложились в области музыки. Данная книга продолжает этот процесс, но в несколько ином направлении. Поэтому, само собой, тема ее связана, насколько это возможно, с музыкой, звучащей в христианском богослужении.
Обложка 1
Предисловие 4
Введение. Сила музыки 6
Часть 1. Рождение христианской музыки. От ветхозаветных времен до 1400 года н. э. 16
Глава 1. Музыка в Ветхом Завете 18
Глава 2. От синагоги — к ранней христианской церкви 27
Глава 3. Запад. Средние века 35
Глава 4. Монастырская традиция 37
Глава 5. Музыка сфер — средневековое представление о мире 47
Глава 6. Музыка литургии 51
Глава 7. От передачи по слуху — к нотной записи 57
Глава 8. От Григорианского хорала — к полифонии 64
Глава 9. Уиклифф бросает вызов церкви 74
Часть 2. Ренессанс и реформация. 1400-1600 годы 76
Глава 10. Лютер и Реформация 78
Глава 11. Реформаторы в Швейцарии — кальвинистская традиция 86
Глава 12. Реформация в Англии 91
Глава 13. Королевская капелла и музыка соборов 98
Глава 14. Католическая реформа 111
Часть 3. Расцвет христианской музыки. 1600—1800 годы 124
Глава 15. Итальянская роскошь 126
Глава 16. Музыка лютеранской церкви 132
Глава 17. Генрих Шютц 137
Глава 18. И. С. Бах 141
Глава 19. Беспорядки в Англии — Республика и Реставрация 155
Глава 20. Музыка церковных собраний 160
Глава 21. Уэльс — земля песен 174
Часть 4. Пути расходятся. 1750—1900 годы 180
Глава 22. Музыка при дворах Европы 182
Глава 23. Романтизм 186
Глава 24. Время упадка 197
Глава 25. Англиканская церковь и трактарианцы 200
Глава 26. Возрождение в XIX веке 208
Часть 5. Восточные традиции 214
Глава 27. Православные церкви 216
Глава 28. Греческая православная церковь 222
Глава 29. Русская православная церковь 230
Глава 30. Коптская и Эфиопская церкви 237
Глава 31. Восточное и Западное христианство — два разных мира? 244
Часть 6. Африканский дух 250
Глава 32. Африка и влияние музыки Запада 252
Глава 33. Независимые церкви 260
Часть 7. Музыка Северной Америки 266
Глава 34. Христианство приходит в Новый Свет 268
Глава 35. Африканцы в Америке 280
Глава 36. Музыка госпел — белых и чернокожих 291
Глава 37. Соединенные Штаты и европейская классическая традиция 302
Часть 8. Латинская Америка, Австралия, Океания и Новая Зеландия 310
Глава 38. Латинская Америка 312
Глава 39. Христианская музыка в Австралии, Океании и Новой Зеландии 321
Часть 9. Европейская музыка двадцатого столетия 334
Глава 40. Римско-католическая музыка в Европе 336
Глава 41. Библия в концертном зале 345
Глава 42. Ватикан II и литургия 350
Глава 43. Возрождение лютеранской музыки 358
Глава 44. Музыка в Британии 366
Глава 45. Популярное течение 373
Глава 46. Хорошо и плохо 386
Дополнение. Органная музыка 392
Словарь терминов 398
Библиография 407
Дискография 415
Оглавление 426
Отрывок
В более счастливые времена лютеранская церковь могла похвастаться множеством великолепных органистов и композиторов, которые, в свою очередь, могли рассчитывать на дарования прекрасно обученных певцов и инструменталистов. Их нанимал на работу городской совет или имперская власть их местности, чтобы они создавали музыку для богослужения, политических церемоний, совещаний, бракосочетаний и панихид. Мелкие и крупные города нанимали кантора (в чьи обязанности входила организация и проведение обучения музыке в местных школах), городского органиста и некоторое количество певцов и инструменталистов. Утвержденные в 1642 г. в Гамбурге новые правила гласили, что в обязанности кантора также входит «поставлять хорошую, подходящую музыку по праздничным дням и воскресеньям для всех городских церквей»2. Несмотря на то что кантор имел абсолютно полную свободу в принятии решений относительно того, какая музыка должна звучать, за ним был установлен как художественный, так и финансовый контроль. Он должен «быть знаком с современным и модным stilo modulandi [оперным стилем], так чтобы прихожане могли слышать как старое, так и новое, чтобы оба вкуса были удовлетворены. Кроме того, большинство людей лучше понимают текст в гармоническом, а не в мотетном изложении»3.
Это требование можно сравнить с тем положением, в котором находятся церковные музыканты нашего времени. «Старое» означало «контрапункт» XVI в., ученый стиль пятидесятилетней давности. «Новое» означало захватывающий и эмоциональный стиль ранней оперы. Отмирающие традиции богослужения, представляющие лишь музейную ценность, обычно боятся и отрицают все новое. Однако лютеранская церковь XVII и XVIII вв. была явлением живым и развивающимся, более динамичным, нежели статичным, способным к такому восприятию новых музыкальных идей и отношений, которое не несло угрозы элементам старины: «По мнению его [кантора] нанимателей и слушателей, которыми были прихожане, не было никакого смысла в повторении музыки, если не считать известных гимнов, которые пропевались всеми. Кантор подвергался нападкам, если не создавал новой музыки в современном стиле…»4
Более того, Гамбург требовал от своего кантора, чтобы он обеспечивал богослужебную музыку высокого качества:
«Солисты-певцы должны быть опытными и хорошими, а певцы среднего качества могут помогать, работая в хоре»5.
Однако «неряшливое, ленивое, плохое исполнение» не допускалось; блеск, как и современность стиля, были частью рабочего контракта.
Скачать История христианской музыки — Эндру Уилсон-Диксон PDF
Ключевые слова для поиска:
христианская музыка, история христианской культуры