Новый Библейский словарь
Автор: Ороховатская(ред.)
Год: 1999, 2001
Издательство и год: The Inter-Varsity Fellowship — 1962; and Universities and Colleges Christian Fellowship — 1982, 1996; Мирт — 1999, 2001
Отрасль/Жанр: Библейские комментарии; Справочная;
Качество: Скан
Сканирование/Обработка: esxatos; ion48
Краткое описание
Задача первой части «Нового библейского словаря» состоит в том, чтобы очертить круг лиц, достаточно активно проявивших себя в библейской истории, и показать реальность библейских персонажей, чтобы читатели Библии поняли, что библейские события являются частью общечеловеческой истории, и, возможно, наиболее значимой ее частью.
В основу русского издания был положен материал словаря «New BibleDictionary» (Inter-Varsity Press, Leicester, England; Intervarsity Press, Downers Grove, Illinois, 1996). При этом структура английского словаря была значительно изменена, материалы переработаны и дополнены, но содержание статей и принципиальные позиции авторов сохранены полностью. Статьи различны по объему и тематике, написаны разными авторами, но есть и общая черта — корректное отношение к истории и к Библии. Авторы стараются избегать категоричных оценок и не пытаются навязать читателям собственное мнение, они лишь показывают различные точки зрения по многим спорным моментам библейской истории. Большинство статей отличаются информативной насыщенностью, хорошим научным уровнем и широтой проблематики.
ЛУКА.
Среди сподвижников апостола Павла, упомянутых вместе с ним в приветственном письме колоссянам, есть и Л. (греч. Loukas). Слова «врач возлюбленный» (Кол. 4:14) позволяют сделать предположение, что он оказывал медицинскую помощь Павлу, скорее всего, во время тюремного заточения апостола. В Флм. 23 Павел называет Л. своим «сотрудником». Это свидетельствует о том, что роль его не сводилась только к медицинской помощи Павлу. Еще есть упоминание о Л. в одном из последних посланий Павла: «…один Лука со мною» (2 Тим. 4:10). Эта запись подтверждает близкие отношения Л. и Павла. Л. считают несвреем, но Эллис (Ellis Е.Е. Р. 51—53) предполагает, что в Кол. 4:11 говорится об особой группе в более широком кругу христиан-иудеев, следовательно, Л. вполне мог быть одним из них. Ириней (180 г. до н. э.) был первым, кто назвал Л. автором третьего Евангелия и Деяний. Это же предположение можно найти в Каноне Муратория94 и в так называемом «антимаркионском прологе»95 к Евангелию от Луки. В последнем из вышеупомянутых документов говорится о том, что Л. был родом из Антиохии Сирийской. Он служил преданно Господу, не имея ни жены, ни семьи, и умер в возрасте 84 лет в Беотии. Однако неизвестно, насколько эти факты соответствуют действительности.